Oleg Solovey
11 нояб. 2019 г.3 мин.
На какие дополнительные занятия отдать ребёнка? Рано или поздно этим вопросом задаются все родители, ведь речь идёт не столько об организации детского досуга, сколько о раскрытии его потенциала, развитии способностей. В каком возрасте, куда и зачем записывать кроху – разберёмся вместе.
В каком возрасте лучше отдать ребёнка в кружок?
Задумываться о подходящем кружке для ребёнка можно, когда ему исполнилось 3 года. Малыш уже активно разговаривает, учится общаться с окружающими, проявляет интерес к различным действиям и предметам. Не обязательно именно сейчас выбирать направление, которое в будущем станет основным для ребёнка. Его взгляды, вкусы и наклонности ещё не сформированы, но дополнительное общение и новое занятие лишними точно не станут.
Для самых маленьких подойдут вокальные и танцевальные классы, ритмика – то, что способствует общему физическому развитию, не давая повышенной нагрузки на какую-либо группу мышц. Музыкальные и спортивные занятия заинтересует деток постарше, 6-8 лет. Дополнительные занятия станут своеобразной разрядкой после школьных уроков.
Зачем нужны дополнительные занятия?
Помимо расширения кругозора, смены круга и стиля общения, разнообразия досуга, занятия в детских секциях и кружках несут огромную пользу для физического и психического развития ребёнка.
Спортивные секции укрепляют здоровье, развивают координацию движений и ловкость, придают ребёнку уверенность в своих силах, учат преодолевать трудности, быть выносливым.
Музыкальные кружки дисциплинируют, развивают музыкальных слух, память, внимание, мелкую моторику.
Хореографические секции способствуют выработке правильной осанки, чувства ритма, развитию гибкости и пластичности, формируют целеустремлённость и силу воли, повышают самооценку.
Вокальные классы укрепляют голосовые связки, корректируют проблемы речи (заикание), развивают музыкальный слух и вкус, помогают справиться со стеснительностью.
Художественные кружки и кружки прикладного мастерства положительно сказываются на творческом мышлении ребёнка, развивают воображение и мелкую моторику, учат усидчивости, терпению и сосредоточенности.
Театральные студии раскрепощают ребёнка, способствуют постановке красивой речи, координации движений, укрепляют память, предоставляют возможность для самовыражения.
Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка?
В первую очередь, стоит оценить способности и интересы ребёнка. Велик соблазн записать его на то направление, которое близко самим родителям. К примеру, папа мечтал играть на скрипке, а мама жалеет об упущенной возможности стать танцовщицей. Дети – наше продолжение, но не отражение, поэтому совсем не обязательно наследнику придутся по душе родительские интересы.
Необходимо оценить физическое и психологическое состояние ребёнка, его увлечения, любимые игры. Бывает, что ярко выраженных способностей у крохи не наблюдается, но есть желание походить на тот или иной кружок (просто потому, что хочется, или потому, что туда ходят его друзья или одноклассники). Предоставьте ему такую возможность: если у него не будет получаться (скажем, художником ему не быть), вскоре он потеряет интерес к занятиям и переключится на другие. В любом случае, он удовлетворит своё любопытство, поймёт, что не всё может складываться так, как он того желает.
В отдельных случаях родителям стоит проявить настойчивость – и в выборе кружка, и в контроле за тем, чтобы ребёнок его посещал, ведь он ещё не осознаёт всей важности дополнительных занятий и, скорее, поиграет с друзьями на улице, чем отправится, например, на сольфеджио. Но чрезмерно усердствовать не стоит, иначе кружок станет мучением, повинностью, которая будет лишь раздражать и угнетать.
Когда выбор сделан, обязательно осмотрите помещение, где будут проходить занятия. Достаточно ли там тепло, уютно, светло и комфортно для детей? Сколько детей в группе? Нравится ли вам атмосфера, царящая на занятии (можно поприсутствовать несколько минут)? Не тесно ли в кабинете? В группе для самых маленьких (3-5 лет) должно быть не более 15-ти человек, иначе преподаватель попросту не сможет за всеми уследить. Учащиеся начальных классов хорошо себя чувствуют в группе по 20-25 человек. Старшие дети могут заниматься и в более многочисленном коллективе.
Иногда групповым занятиям стоит предпочесть занятия индивидуальные. К примеру, уроки игры на музыкальном инструменте или обучение иностранному языку могут проходить прямо у вас дома. Коммуникативных навыков это ребёнку не прибавит, зато поможет основательнее усвоить материал. Репетитор может заниматься или только с вашим ребёнком, или же можете скооперироваться с друзьями, у которых дети такого же возраста, как у вас, и организовывать им домашние занятия по 2-4 человека.
Как организовать время ребёнка?
Разнообразив досуг малыша новым занятием, позаботьтесь о том, чтобы не страдали другие сферы его жизни. Так, выбранная секция не должна находиться слишком далеко от дома или школы, иначе дорога и сами занятия будут утомлять ребёнка, отнимать время, которое он мог бы провести за уроками или играми.
Не стоит одновременно записывать малыша более, чем на две секции, иначе у него, опять же, не останется времени на собственные внеклассные интересы, дворовые игры и элементарный отдых. Лучше он перепробует разные направления в разное время и выберет наиболее интересные для себя, чем займётся всем сразу и в результате не выберет ничего.
Если дополнительные занятия проходят в позднее время или далеко от дома, имеет смысл пригласить няню, которая сопровождала бы ребёнка, сидела с ним до прихода родителей с работы.
Занятия в кружке – это важный этап во взрослении ребёнка. Теперь у него появляется больше обязанностей, ответственности, новый круг общения и интересов. Принимайте активное участие в этом новом для малыша деле: расспрашивайте о том, как проходят уроки, нравится ли ему учитель и новые друзья, хвалите за успехи, подбадривайте в неудачах. Ребёнок должен чувствовать, что то, чем он занимается – важно и нужно.